Рус Eng
DIA LAW International
Платить налоги — обязанность. Платить мало налогов — искусство.
Неизвестный
ГлавнаяСтатьиПравовое регулирование дорожно-транспортных отношений

Правовое регулирование дорожно-транспортных отношений

В современных условиях подавляющее большинство рядовых граждан так или иначе принимают участие в дорожном движении. Будь то автомобилист, выезжающий на автотрассу, или пешеход, переходящий дорогу, — и тот, и другой подпадают под действие правовых норм, регулирующих соответствующие отношения. Таким образом, дорожно-транспортные отношения включают в себя всю совокупность общественных связей, которые возникают в связи с эксплуатацией и обслуживанием автотранспортных средств, обеспечением безопасности дорожного движения, защитой прав автомобилистов и пешеходов.

Основными приоритетами правового регулирования дорожно-транспортных отношений являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов. Чтобы все эти положения не остались пустой буквой закона, граждане (и юридические лица) наделяются правовыми средствами защиты своих прав и интересов: добиваться их соблюдения можно в административном или в судебном порядке.

Однако в ряде случаев защитить свои права самостоятельно оказывается затруднительно. Тому есть несколько причин. Во-первых, приходится сталкиваться со сложной нормативно-правовой базой, состоящей из норм административного, гражданского, уголовного права, нередко приходится обращаться даже к подзаконным актам. Во-вторых, значительная часть нарушений прав водителей связана с незаконными действиями сотрудников соответствующих органов государственной власти. В-третьих, часто для защиты нарушенных прав, получения возмещения, необходимо обратиться в суд, однако такая перспектива у многих вызывает серьёзные опасения.

Поэтому зачастую граждане предпочитают обращаться за квалифицированной юридической помощью. Адвокатское бюро «DIA Law International» имеет успешный опыт работы по соответствующим делам и предлагает свои услуги по защите прав и законных интересов участников дорожно-транспортных отношений, осуществляет представительство в судах и даёт консультации по всем правовым вопросам. Далее мы рассмотрим лишь в общем некоторые аспекты дорожно-транспортных отношений.

«Общение» с властями.

Одной из задач правового регулирования указанных отношений является обеспечение безопасности дорожного движения. Для решения этой проблемы в РФ действует Государственная инспекция безопасности дорожного движения, наделённая широкими контрольно-надзорными полномочиями. Принятие квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений, регистрация и учёт автомототранспортных средств, проведение государственного технического осмотра, регулирование дорожного движения, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения, — все эти вопросы находятся в ведении ГИБДД.

Естественно, ни один из автовладельцев не может избежать всех прелестей общения с соответствующими органами власти. При этом полезно учитывать следующее. Во-первых, применительно к любым должностным лицам и органам государственной власти действует принцип «разрешено то, что дозволено законом», то есть все полномочия (например, возможные требования) этих органов и лиц, которые затрагивают права и интересы частных лиц, исчерпывающим образом определены в законах и подзаконных актах. Во-вторых, любые незаконные, в т.ч. совершённые с превышением полномочий, действия или бездействие сотрудника ГИБДД могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Если незаконные действия (бездействие) причинили лицу убытки, их можно взыскать в судебном порядке на основании ст.1069 ГК. Так, водительское удостоверение может быть изъято только если водитель подозревается в административном правонарушении, которое влечёт лишение права управления транспортным средством. Поэтому любое изъятие удостоверения без должного основания может быть обжаловано.
Одной из основных задач ГИБДД является обеспечение соблюдения Правил дорожного движения и привлечение нарушителей к административной ответственности (всего КоАП в гл.12 предусматривает 37 составов административных правонарушений в области дорожного движения). Для выполнения этой задачи сотрудники ГИБДД наделяются рядом полномочий: например, правом останавливать транспортные средства и проверять документы.

Рассмотрим, например, право подвергать водителей «контролю трезвости». Действует следующий порядок. Если у сотрудника ГИБДД существуют достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (на основании таких признаков, как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, неадекватное поведение), то водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, и сразу же на месте, в присутствии двух свидетелей, может быть подвергнут освидетельствованию с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости». Если водитель не оспаривает результатов проверки, и подписывает протокол освидетельствования, тогда медицинское освидетельствование не проводится, а водитель будет привлечён к ответственности.

Однако, данная процедура санкционирована не законом, а предусмотрена Инструкцией 1983г. (т.е. всего лишь подзаконным актом, которым не могут быть ограничены права человека, закреплённые конституционно). Поэтому если водитель возражает против освидетельствования сотрудником ГИБДД или не согласен с результатом проведённой проверки, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование (в медицинское учреждение).

Результаты медицинского освидетельствования уже не могут быть оспорены и являются основанием для привлечения к ответственности за управление в нетрезвом состоянии. Более того, если лицо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, это само по себе является административным правонарушением и влечёт ответственность, даже если лицо в действительности находилось в трезвом состоянии. Причём в случае получения подобного отказа представитель власти вполне может принять такие обеспечительные меры, как изъятие водительского удостоверения (взамен выдаётся временное разрешение), отстранение от управления транспортным средством и его задержание с помещением на платную стоянку. Поэтому, чтобы избежать ряда неприятных последствий, водителю лучше не упрямиться и согласиться на прохождение медицинского освидетельствования.

ДТП — возмещение ущерба.

Именно ДТП являются причиной большинства «правовых» проблем автовладельцев. Для лица, виновного в ДТП, последствия могут носить уголовно-правовой характер: в случае причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Если такие последствия отсутствуют, то виновное в ДТП лицо может быть привлечено к административной ответственности. Однако ни уголовная, ни административная ответственность не приводят к возмещению ущерба, причинённого лицу, потерпевшему от ДТП. Для этого существует отдельный вид юридической ответственности — гражданская ответственность, которая носит компенсационный характер. Вопрос о том, будет ли лицо привлечено к гражданской ответственности, всецело зависит от усмотрения потерпевшего, которому причинён ущерб (материальный или моральный). Для того, чтобы требование потерпевшего было удовлетворено, ему необходимо в суде доказать наличие и размер ущерба, причинно-следственную связь между нарушением ПДД и возникшим ущербом, а также вину причинителя ущерба (если только речь не идёт о причинении в результате ДТП вреда пассажиру или пешеходу — в этом случае владелец автомобиля, т.е. источника повышенной опасности, несёт ответственность даже без наличия вины — ст.1079 ГК).

Рассмотрим пример, когда причинён ущерб автотранспортному средству. Последовательность действий должна быть следующей.

Шаг первый: на месте ДТП, после того, как прибывший инспектор выслушал стороны, оценил характер повреждений и постановил о привлечении виновного к административной ответственности (т.е. выдал нарушителю постановление-квитанцию об уплате штрафа), он должен выдать потерпевшему справку установленной формы, где должны указываться сведения о ДТП, об участниках ДТП, о видимых повреждениях и о том, что усматриваются нарушения определённого пункта ПДД.

Шаг второй: чтобы оценить размер ущерба, целесообразно обратиться к профессиональной оценочной организации. При выборе оценщика нужно проверить наличие соответствующей лицензии. Между оценщиком и заказчиком заключается договор в письменной форме. Процедура оценки включает несколько этапов. Сперва проводится осмотр транспортного средства (лицо, виновное в ДТП, должно быть уведомлено о времени проведения осмотра за 3 дня), в результате которого составляется акт осмотра. Затем делается расчёт-калькуляция стоимости восстановительных работ. Оба документа в суде используются в качестве доказательств исковых требований.

Шаг третий: составление искового заявления и подача иска. В нём указываются сведения об истце и ответчике, обстоятельства столкновения автомобилей, нарушенный пункт ПДД, причинённые автомобилю повреждения, размер ущерба, подтверждённый результатами оценки. Далее указываются ссылки на соответствующие статьи ГК (ст.1064, ст.1079, ст.15) и перечисляются исковые требования: взыскать определённую сумму в порядке возмещения имущественного ущерба, возместить расходы на представителя, на проведение оценки, госпошлину и т.д. На отдельном листе можно составить заявление к суду с просьбой принять меры по обеспечению иска. Если цена иска меньше 500 МРОТ, иск подаётся мировому судье, в противном случае — в районный суд. Участие адвоката на данной стадии более чем целесообразно.

Обязательное страхование гражданской ответственности.

С 1 июля 2003 вступил в силу ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховать транспортное средство обязаны владельцы: собственники, арендаторы, лица, получившие от собственника генеральную или обычную доверенность. Если владельцев несколько, достаточно, чтобы страхователем был один из них: по договору страхования застрахованной будет ответственность не только страхователя, но и любых других владельцев, использующих данное транспортное средство на законных основаниях. Вопрос о том, кто именно должен стать страхователем при множественности владельцев, в законе не урегулирован, владельцы могут решить его по соглашению между собой.

Страхователь, ставший участником ДТП, обязан сообщить другим участникам ДТП по их требованию сведения о договоре обязательного страхования. Потерпевший может выбирать между двумя линиями поведения. Можно предъявить исковые требования о возмещении вреда страхователю (хотя сперва можно предъявить требования и без обращения в суд). В случае судебного разбирательства страхователь привлекает в качестве третьего лица страховщика. Если в этом случае страхователь сам компенсировал ущерб, то страховщик производит выплату страхователю.

С другой стороны, потерпевший может воспользоваться правом на получение страховой выплаты (т.е. предъявить требование к страховщику во внесудебном порядке). При этом, максимальный размер ответственности страховщика законодательно ограничен до 400 тысяч рублей по каждому страховому случаю, а конкретный размер страховой выплаты по страховому случаю определяется страховщиком с учётом реального ущерба (моральный вред и упущенная выгода не компенсируются). Ущерб оценивается путём проведения за счёт страховщика независимой экспертизы.

С 1 января 2004г. лицо, не заключившее договор обязательного страхования либо не имеющее при себе во время управления транспортным средством страхового полиса обязательного страхования, может быть привлечено к административной ответственности (штраф от 5 до 8 МРОТ). Кроме того, органы милиции могут запретить эксплуатацию незастрахованного транспортного средства.

Заключение.

Дорожно-транспортные отношения имеют множество различных проявлений, даже помимо тех, которые затронуты в настоящей статье. Не менее важными представляются, например, вопросы, связанные с налогообложением транспортных средств, перемещением приобретённых за рубежом транспортных средств через таможенную границу РФ. Отдельную группу составляют те отношения, которые складываются в связи с обслуживанием транспортных средств — между автовладельцем, с одной стороны, и АЗС или автосервисом — с другой. В этом случае в действие вступают средства защиты прав потребителей, предусмотренные ФЗ «О защите прав потребителей».

В любом случае, приобретение автомобиля и его эксплуатация приводят к тому, что автовладелец вступает в разного рода правоотношения, которые зачастую носят «проблемный» характер. Нарушенными оказываются права и законные интересы автовладельцев (третьих лиц — пассажиров или пешеходов). Поэтому и возникает потребность в оказании квалифицированной юридической помощи по такого рода делам.

Уржумов Иван, Адвокатское Бюро «DIA LAW International».