Рус Eng
DIA LAW International
Я не верю, что самая страшная угроза нашему будущему — это бомбы и управляемые ракеты.. Я не думаю, что наша цивилизация погибнет из-за них. Она погибнет, если мы перестанем заботиться друг о друге, если те духовные силы, что заставляют нас стремиться к добру и благородству, умрут в сердцах людей.
Лоуренс М. ГОУЛД (р. 1896)
ГлавнаяСтатьиЮрисдикция РФ над иностранными судами, следующими через территориальное море РФ

Юрисдикция РФ над иностранными судами, следующими через территориальное море РФ

Суть проблемы.

На морское судно, пребывающее в открытом море, распространяется исключительная юрисдикция государства флага. Данное правило связано с закреплением принципа свободы открытого моря: государства не могут распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря. Наряду с принципом свободы открытого моря складывается институт территориального моря. Территориальное море признаётся частью территории прибрежного государства, на которую распространяется суверенитет данного государства. Поэтому естественно, что на территориальном море в качестве общего правила действует юрисдикция государства берега.

В то же время, территориальное море является неотъемлемой частью мирового океана, с которым связаны интересы всего человечества. Поэтому международным правом, в целях развития международного судоходства, предусматривается ряд изъятий из принципа верховенства государства над своей территорией. Данные изъятия касаются пределов осуществления государством берега юрисдикции в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море.

Таким образом, суть проблемы заключается в столкновении в территориальном море двух юрисдикций: государства берега и государства флага. Встаёт вопрос: должно ли прибрежное государство распространять свою юрисдикцию на иностранные судна, следующие через территориальное море? Так как речь идёт об отношениях межгосударственных, то и разрешение этой правовой коллизии осуществляется на уровне международного права.

Основным источником интересующих нас норм является Конвенция ООН 1982г. по морскому праву (Россия участвует с 27 февраля 1997). Что касается российского права, то применению подлежат: ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», ФЗ «О государственной границе РФ», Кодекс торгового мореплавания РФ и ряд других актов.

Понятие юрисдикции государства, её виды.

Понятие юрисдикции государства в доктрине трактуется по-разному. Наиболее точным является определение юрисдикции государства как осуществление государственными органами своих властных полномочий по рассмотрению и разрешению любых категорий правовых дел. Это подразумевает оценку государственными органами поведения субъектов правоотношений с точки зрения национального правопорядка, применение правовой санкции в случае отрицательного результата такой оценки, а также применение иных принудительных мер воздействия, допустимых в соответствии с национальным законодательством.

Основными видами юрисдикции государства являются:

  • 1. Уголовная юрисдикция. Включает в себя возможность привлечения лица, находящегося на борту иностранного судна, к уголовной ответственности, применения к нему мер пресечения и иных мер, необходимых для производства расследования (включая право остановить судно, осуществляющее мирный проход).
  • 2. Гражданская юрисдикция — в широком смысле — это юрисдикция по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров и иных дел. Применительно к проблеме распространения юрисдикции на территориальное море наиболее важным является вопрос о том, относится ли к компетенции российских судебных органов рассмотрение исков о возмещении ущерба, причинённого судном во время пребывания в прибрежных водах.
  • 3. Административная юрисдикция. Её наличие предоставляет государству возможность требовать от иностранного морского судна выполнения обязательных правил, стандартов, нормативов, осуществлять контроль за соблюдением этих правил и привлекать к административной (а в случае необходимости — и к уголовной) ответственности в случае их нарушения (например, осуществление таможенного досмотра).
  • 4. Судебная юрисдикция — предопределяет возможность применения к иностранному судну мер по обеспечению производства по гражданским делам (обеспечительные меры и меры по принудительному исполнению решения суда в гражданском и арбитражном процессах).

Военные и государственные некоммерческие суда.

Прежде всего, нужно отметить, что в отношении иностранных военных и государственных некоммерческих судов действует правило полного изъятия этих судов из-под юрисдикции государства берега, несмотря на то, что они обладают правом мирного прохода через территориальное море, а в случае получения разрешения (запрашивается по дипломатическим каналам) или в случае вынужденного захода, могут получить доступ и во внутренние морские воды. В основе указанного правила — идея суверенитета, несовместимого с принудительным подчинением государства органам власти другой страны, в том числе судебным (судебный иммунитет иностранного государства).

Тем не менее, существуют следующие возможности воздействия на иностранные военные и государственные некоммерческие суда:

  • 1. В случае, если эти суда не соблюдают законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море или пребывания во внутренних морских водах, прибрежное государство может потребовать немедленно покинуть территориальное море (ст.30 Конвенции).
  • 2. Прибрежное государство может принимать меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным (ст.25 Конвенции). Дело может дойти вплоть до реализации права на защиту от агрессии (если агрессия уже совершилась, так как превентивные меры силового характера не допускаются).
  • 3. Государство берега может потребовать возмещения ущерба и убытков, причинённых в результате несоблюдения военным или государственным некоммерческим судном законов и правил прибрежного государства. В этом случае речь идёт о возникновении международной ответственности, которую должно понести государство флага. Если государство не возместит ущерб добровольно, последует применение различных средств мирного разрешения международных споров.
  • 4. Если военное (государственным некоммерческим) судно причинило ущерб частному лицу в ходе прохода через территориальное море (внутренние воды), данное лицо может подать иск в судебные органы РФ, но только после получения согласия на это со стороны компетентных органов государства флага (ст.401 ГПК, ст.251 АПК). Согласие получается по дипломатическим каналам. Другой вариант — обратиться с соответствующим иском в суд самого государства флага. Зарубежное процессуальное законодательство, как правило, не препятствует такому обращению.

Внутренние морские воды.

К внутренним морским водам относятся, прежде всего, воды портов, а также воды некоторых бухт, заливов, лиманов и т.д. В пределах внутренних морских вод официальные власти РФ осуществляют юрисдикцию в полном объёме, но с оговоркой относительно военных судов. Считается, что, входя во внутренние морские воды, иностранное судно добровольно подчиняет себя юрисдикции государства берега.

Тем не менее, на практике принцип юрисдикции государства берега во внутренних морских водах не применяется к уголовной юрисдикции, и в ряде случаев иностранное судно подпадает под уголовную юрисдикцию государства флага. Это связано с тем, что очень широкое распространение получили двусторонние международные договоры о морском торговом судоходстве, в соответствии с которыми уголовная юрисдикция государства берега осуществляется, только если преступление посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства, если речь идёт о преступлении международного характера, если имеется просьба капитана судна или консула государства флага.

Территориальное море.

Территориальное море РФ — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Главная особенность правового режима территориального моря заключается в праве мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Складывающиеся в связи с этим межгосударственные отношения во многом напоминают гражданско-правовой сервитут, особенно если учесть, что право мирного прохода основано на норме обычного права (хотя и закреплено в Конвенции). Обычная норма будет обязательной для государства даже в случае его выхода из Конвенции, иными словами — эта норма является раз и навсегда установленной.

Право мирного прохода означает, что государство не может без оснований, предусмотренных Конвенцией, препятствовать осуществлению этого прохода, поэтому и осуществление государством берега своей юрисдикции над иностранными судами поставлено в строгие ограничительные рамки. Однако ограничения эти касаются именно случаев, когда судно реализует право мирного прохода. Если судно занимается в территориальном море промысловой деятельностью, научными исследованиями или даже просто стоит на рейде, изъятия из-под юрисдикции государства берега не действуют.

Нужно заметить, что право мирного прохода может осуществляться: с целью пересечения территориального моря без захода в воды портов; с намерением зайти в воды портов; наконец, чтобы выйти из вод портов после пребывания в них. От этого в значительной степени зависит юрисдикция прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция.

Во-первых, государство берега не может принимать на борту иностранного судна, которое проходит через территориальное море без захода во внутренние воды, никаких мер для задержания лиц и расследования преступления, совершённого до входа судна в территориальное море, за исключением преступлений, совершённых в исключительной экономической зоне и подпадающих под юрисдикцию прибрежного государства в этой зоне (в основном это касается экологических правонарушений, а также незаконного промысла).

Во-вторых, уголовная юрисдикция на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море без захода во внутренние воды в отношении преступления, совершённого во время прохода через территориальное море, осуществляется государством берега лишь в некоторых случаях (ст.27 Конвенции). Тогда государство берега вправе прервать осуществление судном мирного прохода. Это следующие случаи:

  • a) если последствия преступления распространяются на государство берега (например, преступления против безопасности государства — гл.29 УК).
  • b) если преступлением нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море (например, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта-гл.27 УК).
  • c) если капитан судна, дипломатический (консульский) агент государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи.
  • d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками, а также других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами (терроризм, работорговля и др.)

В-третьих, если иностранное судно проходит через территориальное море после пребывания во внутренних морских водах, тогда государство может предпринять любые меры для ареста и расследования на борту судна любых преступлений, совершённых как во время пребывания судна во внутренних водах, так и вне связи с этим пребыванием.

Гражданская и судебная юрисдикция.

Гражданская юрисдикция как таковая не подвергнута ограничениям: российским судам подсудны любые дела о деликтных обязательствах, то есть о возмещении ущерба, причинённого иностранными судами, кроме военных судов, в пределах территориального моря (ст.402 ГПК, ст.247 АПК).

Судебная юрисдикция включает право российских судебных органов применять в отношении иностранных судов (в этом случае иностранное судно рассматривается как имущество) обеспечительные меры, а также обращать взыскание на иностранные морские суда в целях принудительного исполнения судебного решения.

Во-первых, такие меры в отношении иностранного судна, проходящего через территориальное море РФ без захода во внутренние морские воды, могут применяться лишь в связи с обязательством или в силу ответственности, принятой или навлечённой на себя этим судном во время или для прохода его через территориальное море (ст.28 Конвенции).

Во-вторых, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних морских вод, то прибрежное государство может принять любые предусмотренные национальным законодательством меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного морского судна. Условия применения такой меры обеспечения иска как арест морского судна регулируются Кодексом торгового мореплавания (ст. 388). В частности, данная мера применяется по решению суда, и лишь в целях обеспечения «морского требования» (содержание этого понятия раскрыто  ст.389).

Административная юрисдикция.

Государство берега вправе требовать от иностранного судна, осуществляющего мирный проход, соблюдения (а также контролировать и привлекать к ответственности за несоблюдение) лишь тех правил, которые касаются вопросов, исчерпывающий перечень которых закреплён в Конвенции (и воспроизведён в ст.13 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»).

Это, например, вопросы обеспечения соблюдения при заходе в территориальное море пограничных, таможенных, налоговых, санитарных, иммиграционных правил. Для осуществления соответствующих видов контроля, в РФ создаётся прилежащая зона — морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Осуществляемый в прилежащей зоне контроль включает право остановить судно, произвести осмотр, и, если выяснится, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для его расследования и наказания.

Право преследования по горячим следам.

В случае нарушения иностранными судами законов и правил прибрежного государства, военные (или иные находящиеся на правительственной службе) корабли государства берега вправе предпринять преследование нарушителя. Данное право возникает, если нарушение имело место в территориальном море, в прилежащей зоне или во внутренних морских водах (в ряде случаев — и в исключительной экономической зоне), причём преследование должно начаться сразу после правонарушения, когда иностранное судно находится ещё в пределах юрисдикции государства берега. Такое преследование может продолжаться даже в открытом море, при условии непрерывности. Преследование прекращается, если преследуемое судно войдёт в территориальное море другого государства. Если преследование было необоснованным, возникшие убытки подлежат возмещению (ст.111 Конвенции).

Настигнутое судно может быть задержано и отведено в порт страны, под юрисдикцией которой было совершено нарушение. Возможность открытия огня по преследуемому судну не предусмотрена Конвенцией, однако в зависимости от обстоятельств такая мера должна признаваться обоснованной. Как правило, случаи применения оружия регулируются законодательством государства берега. Так, ФЗ «О государственной границе РФ» (ст.35) предусматривает возможность применения оружия в случаях, когда задержание нарушителей Государственной границы не может быть осуществлено другими средствам (например, для предотвращения угона судна).

Заключение.

Рассмотренные вопросы во многом носят теоретический характер, но при этом вовсе не лишены практического смысла. Во-первых, любые решения, принятые судебными и административными юрисдикционными органами по вопросам, не подпадающим под юрисдикцию государства, могут быть обжалованы и должны быть признаны недействительными.

Во-вторых, если иностранному судну, осуществляющему мирный проход через территориальное море, государство чинит препятствия в виде предъявления необоснованных требований, лицо, у которого вследствие этого возникли убытки, может взыскать их с государства на основании ст.1069 ГК (или ст.1070). Незаконными должны быть признаны действия, которые противоречат законам РФ, или нарушают требования международных договоров РФ (в силу п.4 ст.15 Конституции РФ).

Уржумов Иван, Адвокатское Бюро «DIA LAW International».