Рус Eng
DIA LAW International
Платить налоги — обязанность. Платить мало налогов — искусство.
Неизвестный
ГлавнаяСтатьиПравовые аспекты процедуры эмиссии ценных бумаг

Правовые аспекты процедуры эмиссии ценных бумаг

Любая компания, будь то на стадии создания или на стадии расширения бизнеса, нуждается в привлечении дополнительного капитала для финансирования создания и роста бизнеса. Выпуск и размещение эмиссионных ценных бумаг является одним из эффективных способов привлечения инвестиций. Как правило, эмиссионные ценные бумаги размещаются среди достаточно широкого круга инвесторов, и позволяют привлечь крупные суммы финансирования. Этими обстоятельствами обусловлен публичный интерес в детальном правовом регулировании процедуры эмиссии ценных бумаг.

Основная особенность эмиссионных ценных бумаг по сравнению со всеми иными видами ценных бумаг заключается в том, что эмиссионные бумаги обязательно размещаются выпусками. Причём внутри каждого выпуска эмиссионные ценные бумаги имеют равный объём прав и равные сроки осуществления прав, вытекающих из ценной бумаги. Данные отличительные признаки вытекают из определения, которое содержится в ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Государственный контроль за эмиссией ценных бумаг осуществляется в рамках процедуры обязательной государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Процедура эмиссии ценных бумаг носит комплексный характер. Так, участниками этой процедуры являются эмитент, уполномоченные органы государственного контроля, инвесторы, а также некоторые иные лица (например, аудиторы, поручители). Комплексный характер проявляется и в том, что в рамках процедуры эмиссии переплетаются правоотношения различных типов: гражданско-правовые (между эмитентом и инвестором) и публично-правовые (между эмитентом и уполномоченным государственным органом). Причём правоотношение публично-правового типа является предпосылкой возникновения гражданского правоотношения, так как регистрация решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг входит в сложный юридический состав, который является основанием возникновения обязательства между эмитентом и инвестором.

Согласно ст.19 ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также п. 2.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утверждены приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н), процедура эмиссии включает в себя пять этапов:

  • 1) Принятие эмитентом решения о размещении ценных бумаг. Данное решение является основанием к началу процедуры эмиссии ценных бумаг и определяет порядок и основные условия размещения ценных бумаг. Решение о размещении эмиссионных ценных бумаг принимается уполномоченным органом эмитента, полномочия которого на принятие такого решения установлены Гражданским кодексом РФ, федеральным законодательством (например, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») или учредительными документами юридического лица (например, уставом акционерного общества). Решение о размещении эмиссионных ценных бумаг является внутрикорпоративным актом, и не является правоустанавливающим документом для третьих лиц (прежде всего для инвесторов). Поэтому конкретные требования к содержанию решения о размещении ценных бумаг определяются не только законодательством, но и локальными актами (например, уставом). Так, согласно ст.28 ФЗ «Об акционерных обществах», в решении акционерного общества о размещении дополнительных акций должно быть определено количество размещаемых акций, способ и цена размещения, форма оплаты дополнительных акций, а также иные условия размещения.
  • 2) Утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг представляет собой документ, который содержит данные, достаточные для установления объёма прав, предоставляемых владельцу ценной бумаги. В хозяйственных обществах данное решение принимается органом управления эмитента (советом директоров, наблюдательным советом), или тем органом эмитента, который осуществляет функции управления. Требования к содержанию решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг (обязательные реквизиты) содержатся в ст.17 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг имеет характер правоустанавливающего документа для инвесторов, ставших владельцами выпущенных бумаг. Именно поэтому данное решение подлежит обязательной государственной регистрации, после чего становится открытым (публичным) документом.
  • 3) Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Государственная регистрация является обязательным этапом выпуска ценных бумаг, вне зависимости от способа размещения, величины выпуска и количества инвесторов. Лишь после завершения государственной регистрации эмитент вправе приступить к рекламе и размещению ценных бумаг. Государственная регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время регистрация осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам и её региональными отделениями). В некоторых случаях регистрация эмиссии ценных бумаг осуществляется иным регистрирующим органом, который определён федеральным законодательством (например, Центральный Банк России является регистрирующим органом по отношению к эмиссии ценных бумаг кредитными организациями). Подробный перечень документов, представляемых для регистрации выпуска ценных бумаг, сроки регистрации, а также иные вопросы, относящиеся к порядку государственной регистрации эмиссии, детально регулируются в ст. 2.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

В случае, если ценные бумаги размещаются путём открытой подписки или путём закрытой подписки, но среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация эмиссии сопровождается регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг (ст.19 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Проспект эмиссии представляет собой документ, который содержит существенную информацию об эмитенте и его ценных бумагах. Данный документ преследует две цели. С одной стороны, проспект эмиссии используется компанией-эмитентом для стимулирования продаж своих ценных бумаг и привлечения инвесторов, в связи с чем эмитент старается отразить в проспекте все позитивные моменты. С другой стороны, проспект эмиссии призван защитить права и законные интересы инвесторов, вкладывающих капитал в ценные бумаги эмитента, поэтому требования к содержанию проспекта строго регламентированы, а процедура регистрации позволяет контролировать выполнение этих требований эмитентом.

Требования к содержанию проспекта эмиссии установлены в ст.22 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Так, проспект эмиссии, в том числе, должен содержать: сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах эмитента, сведения о всех лицах, подписавших проспект эмиссии (об аудиторе, оценщике, финансовом консультанте); сведения об объёме, сроках, порядке и иных условиях размещения ценных бумаг; основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; подробную информацию об эмитенте (например, об истории создания и развития компании эмитента, об основной хозяйственной деятельности эмитента, о планах будущей деятельности и др.); сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; бухгалтерскую отчётность эмитента; а также иные сведения, перечисленные в указанной статье.

Проспект эмиссии хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим функции совета директоров (наблюдательного совета). Проспект эмиссии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, главным бухгалтером эмитента и аудитором, а также финансовым консультантом (при публичном размещении ценных бумаг) и независимым оценщиком (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством). Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины, несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причинённый владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в проспекте недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации, подтверждённой этими лицами (ч.3 ст. 22.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

  • 4) Размещение эмиссионных ценных бумаг. Под размещением понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путём заключения гражданско-правовых сделок. Эмиссионные ценные бумаги должны быть размещены в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, однако этот срок не может превышать один год с момента государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать то количество, которое указано в решении о выпуске ценных бумаг. Однако эмитент вправе разместить меньшее количество ценных бумаг по сравнению с тем количеством, которое указано в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг. В этом случае фактическое количество размещённых ценных бумаг должно быть указано в отчёте об итогах выпуска ценных бумаг.
  • 5) Государственная регистрация отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Согласно ст.25 ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитент обязан представить отчёт об итогах выпуска ценных бумаг не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг. Размещение ценных бумаг, в свою очередь, завершается либо по истечении срока, отведённого для размещения выпущенных ценных бумаг, либо в момент размещения последней ценной бумаги выпуска. Отчёт об итогах выпуска ценных бумаг должен содержать следующую информацию: 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг; 2) фактическую цену размещения ценных бумаг; 3) количество размещённых ценных бумаг; 4) общий объём поступлений за размещённые ценные бумаги (в виде денежных средств в рублях, в иностранной валюте, в виде материальных и нематериальных активов).

Регистрация отчёта об итогах выпуска ценных бумаг имеет важное юридическое последствие для первых владельцев, среди которых были размещены эмиссионные ценные бумаги: согласно ст. 27.6 ФЗ «О рынке ценных бумаг», обращение эмиссионных ценных бумаг запрещается до тех пор пока не будет зарегистрирован отчёт об итогах выпуска. Это означает, что первые владельцы ценных бумаг не вправе совершать сделки по отчуждению принадлежащих им эмиссионных бумаг, пока не будет зарегистрирован отчёт об итогах выпуска. Данная мера направлена на защиту вторичных инвесторов (покупателей ценной бумаги на вторичном рынке) от риска признания эмиссии несостоявшейся в случае отказа в государственной регистрации отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В случае, если в ходе процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентом были нарушены требования действующего законодательства, эмиссия может быть признана несостоявшейся или недействительной. Эмиссия может быть признана несостоявшейся на любой стадии процедуры эмиссии, вплоть до момента государственной регистрации отчёта об итогах выпуска ценных бумаг. Решение о признании эмиссии несостоявшейся принимается регистрирующим органом (т.е. по общему правилу, это решение принимает ФСФР России и её региональные отделения) при наличии оснований, установленных в ст.26 ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также в п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утверждено Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 № 45). Основанием признания эмиссии несостоявшейся, в частности, являются: нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства (например, нераскрытие информации, осуществление недобросовестной рекламы и т.д.); обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; непредставление в установленный срок отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; неразмещение хотя бы одной ценной бумаги.

Принятию решения о признании эмиссии несостоявшейся, как правило, предшествует приостановление эмиссии ценных бумаг — посредством этой процедуры регистрирующий орган предоставляет эмитенту возможность исправить нарушения, допущенные в ходе эмиссии ценных бумаг. В случае, если в предписанный срок (в пределах срока размещения ценных бумаг) нарушения устранены не будут, эмиссия должна быть признана несостоявшейся. Однако процедура приостановления не является обязательной: эмиссия может быть признана несостоявшейся и без приостановления, если это необходимо для защиты прав владельцев ценных бумаг. В любом случае, решение регистрирующего органа о признании эмиссии несостоявшейся может быть обжаловано в суд.

Признание эмиссии недействительной отличается от процедуры признания эмиссии несостоявшейся. Эмиссия может быть признана недействительной только после того, как был зарегистрирован отчёт об итогах выпуска ценных бумаг. Решение о признании эмиссии недействительной принимается судом при наличии таких оснований как допущенные в ходе эмиссии нарушения законодательства (в том числе если они повлекли за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности), недостоверность информации, предоставленной эмитентом при регистрации выпуска ценных бумаг. Срок исковой давности для требований о признании эмиссии недействительной составляет три месяца с момента регистрации отчёта о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Требование о признании эмиссии недействительной может быть заявлено представителями публичной власти (регистрирующими органами, налоговыми органами, прокурором), а также владельцами размещённых ценных бумаг — в том случае, если допущенные эмитентом нарушения затрагивают их права и законные интересы.

Признание эмиссии несостоявшейся либо недействительной влечёт правовое последствие в виде аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг и изъятия из обращения ценных бумаг, выпущенных в результате эмиссии, признанной несостоявшейся или недействительной. Владельцам ценных бумаг возвращаются денежные средства, полученные эмитентом в счёт оплаты ценных бумаг. Все издержки, связанные с признанием эмиссии недействительной или несостоявшейся и возвратом средств владельцам, относятся на счёт эмитента (ст.26 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Зилинский Дмитрий Борисович, Адвокатское Бюро «DIA LAW International».